Николай Васильевич Поспелов родился 28 февраля 1885 года в селе Песьяны Владимирской губернии в семье коллежского асессора, работавшего в государственном казначействе. Мать Николая была слабого здоровья и умерла, когда ребенку было 3 года. В 13 лет, после смерти отца, мальчик остался сиротой. Заботу о Николае, его брате и сестре взяли на себя сёстры и брат его покойной матери. Благодаря им Николай имел возможность окончить Муромское духовное училище, а затем в 1907 году – Владимирскую духовную семинарию.
На каникулы Николай ездил к своему дяде - священнику Михаилу Антоновичу Крылову и здесь познакомился со своей будущей супругой Анной Константиновной Красовской, дочерью священника.
С 1907 Николай Васильевич работал учителем в школе на станции Усад Владимирской губернии.
Во время болезни жены после первых тяжелых родов Николай Васильевич дал обет в случае ее выздоровления посвятить свою жизнь Богу. В 1914 году он был рукоположен в сан диакона и в том же году – в сан священника. С этого времени до 1922 года отец Николай служил в храме Рождества Христова в селе Заколпье Меленковского уезда Владимирской губернии.
С 1922 на протяжении 8 лет он служил в храме великомученицы Параскевы в маленьком селе Житенино Орехово-Зуевского района Московской области. Несмотря на то, что это было время жестоких притеснений церкви со стороны власти, отец Николай был ревностным и отзывчивым пастырем. Стойко преодолевая многие сложности, он усердно и тщательно нёс свое служение.
День его тезоименитства приходился на память сорока мучеников, и отец Николай иногда, как будто предвосхищая свою судьбу, говорил: «Сорок мучеников, сорок мучеников, сорок первый – я».
В 1928 году отец Николай был вынужден продать свой дом и перебраться с семьёй в дом просвирни. Однако, каждый год власти требовали от священника уплаты все большего налога. В 1930 году сумма налога стала столь высока, что ему пришлось продать всё свое имущество и перейти служить в другой храм – в селе Воскресенском Киржачского района Владимирской области. Здесь незадолго до того арестовали служившего тут ранее священника. Его супруга пустила к себе в дом семью отца Николая.
В селе Воскресенском священника стали часто вызывать в сельсовет, где демонстративно вручали бумагу с запрещением служить молебны в домах прихожан ввиду карантина. От священника и псаломщика стали регулярно требовать выполнения так называемых «твердых заданий» - обычно это были общественные работы, например пилка дров. Принуждали покупать облигации государственных займов и выплачивать дополнительные налоги. Раз в две недели вызывали в райисполком в Киржач, где держали какое-то время и затем отпускали, не объясняя причин вызова.
В 1931 году отец Николай был направлен служить в Успенский храм в селе Воинова Гора Орехово-Зуевского района, где в это время тяжело заболел священник. Однако, местные власти отказались его зарегистрировать, дав регистрацию обновленческому священнику. Вскоре этот храм был силой захвачен обновленцами.
В 1932 году отец Николай был направлен служить в храм села Пустое Поле Шатурского района. В 1933-1934 годах служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в городе Орехово-Зуево. Вскоре был возведен в сан протоиерея.
В 1935 году был направлен служить в Троицкий храм села Каменка Ногинского района Московской области. Здесь образовалась враждебная священнику группа, обвинившая его в перерасходе церковного вина. В присутствии благочинного состоялось разбирательство дела, в ходе которого священник молчал, решив ни в чем не оправдываться. После разбирательства отца Николая перевели служить в другую церковь. Отныне он служил в церкви Чуда Архистратига Михаила в селе Былово Подольского района. Впоследствии выяснилось, что отец Николай был обвинен несправедливо и отец благочинный просил у него прощения.
27 января 1938 года отец Николай был арестован, три дня содержался в районом отделении НКВД, а затем был переведён в Таганскую тюрьму в Москве. Предъявленных обвинений в контрреволюционной агитации и клевете он не признал, но не оспаривал при этом своего несогласия с политикой власти в отношении притеснения церковнослужителей с целью заставить их отказаться от церковной службы. Также он открыто высказал свое мнение о том, что советский режим имеет сходство с тюремным, поскольку всюду присутствуют агенты и слежка.
8 февраля 1938 года «тройка» НКВД по Московской области приговорила священника Николая Поспелова к расстрелу. 17 февраля отец Николай был расстрелян и погребен в общей могиле на полигоне «Бутово» под Москвой.
В 1940 году сын протоиерея Николая, которому было тогда 18 лет, направил запрос в НКВД с просьбой пересмотреть дело отца. Однако, этот запрос был оставлен без удовлетворения. В 1956 году супруга священника и его сын вновь ходатайствовали о пересмотре дела. На этот раз дело было принято к пересмотру и стали вызываться свидетели. Все вновь собранные свидетельства подтвердили ведение отцом Николаем скромной, праведной жизни и его христианское обращение с окружающими. Факт ведения антисоветской агитации, напротив, подтверждён не был. На основании этих свидетельских показаний отец Николай был реабилитирован.
Протоиерей Николай Поспелов был прославлен как священномученик Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, что отражено в Определении Священного Синода от 17 июля 2001 года.
Память священномученика протоиерея Николая Поспелова отмечается в день его мученической кончины 17 февраля, в день Собора новомучеников Подольских 11 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских в первое воскресенье с 7 февраля
Использованные материалы:
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии». Январь-май. Составитель – игумен Дамаскин (Орловский). Тверь: “Булат”, 2002. С. 66-73.
Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет, Братство во Имя Всемилостивого Спаса.
http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans